Сестринский процесс при одышке
Сестринский уход при одышке
Медицинская сестра – необходимое звено в организации ухода за больными, страдающими от одышки. Специальные знания и опыт позволяют правильно оценить изменения в состоянии пациента и оказать необходимую помощь. Осуществляется сестринский уход при одышке не только в условиях стационара, но и на дому – патронажной службой.
Одышка и ее виды
Одышка – физиологический механизм, который призван защищать организм от кислородного голодания и переполнения углекислотой. Болезни органов дыхания, кровообращения, мозга, крови, интоксикации приводят к уменьшению поступления кислорода в кровь, что меняет ритм дыхания и его глубину.
В зависимости от причины выделяют следующие виды одышки:
- Легочная. Осложняет течение пневмонии, плевритов, эмфиземы легких, ТЭЛА. Может быть инспираторной – с затруднением вдоха, что характерно для сердечной астмы и экспираторной – с затруднением выдоха (встречается при сужении мелких бронхов (бронхиальная астма).
- Смешанная. Возникает при тяжелом течении эмфиземы легких, бронхиальной астмы, когда легочные изменения приводят к нарушению в системе кровообращения – увеличивается правый желудочек, уплотняется легочная артерия.
- Церебральная. Обусловлена раздражением структур дыхательного центра вследствие новообразований, гематом, травматических повреждений.
- Гематогенная. Снижение количества кислорода крови может быть вызвано присутствием в ней токсических веществ, при уремии, диабетической коме, а также при недостатке клеток, переносящих кислород – эритроцитов при анемии.
Остро возникающая одышка, удушье требует принятия срочных мер помощи, а хроническая – регулярного и тщательного выполнения указанных врачом процедур.
Сестринская помощь при одышке
Разработаны стандартные алгоритмы оказания помощи при одышке и других состояниях, которые знают квалифицированный средний медперсонал. Сестринский уход при одышке включает:
- Оценку тяжести состояния и возможную причину одышки, выяснение наличие средств для оказания помощи.
- Психологическую поддержку пациенту, который испытывает тревогу из-за затруднения дыхания.
- Помощь больному принять полусидячее положение, для чего следует приподнять головной конец кушетки на 60-70 градусов днем, во время сна – 40-60.
- Освобождение больного от стесняющей дыхание одежды, переодевание в более свободную.
- Обеспечение поступления прохладного свежего воздуха в помещение – регулярное проветривание и температура воздуха в помещении около 18-20 градусов Цельсия.
- Выполнение врачебных назначений, регулярная оксигенотерапия увлажненным кислородом.
- Контроль состава пищи (придерживаться диеты №10) и количества воды, потребляемой пациентом (ограничения – до 1-1,2 л в сутки).
- Контроль показателей гемодинамики, дыхания и состояния кожных покровов.
В острых случаях медицинская сестра обязана сообщить врачу о состоянии пациента, попытаться снять бронхоспазм при помощи карманных ингаляторов.
Сиделки с медицинским образованием в патронажной службе «Надежная опора» знают и выполняют все стандарты помощи больным с одышкой. Обращайтесь к нам: звоните или заполните заявку на сайте.
«Оказание помощи пострадавшему при обмороке, коллапсе, одышке»
учебно-методическое пособие по теме
Предназначено для практических занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neotlozhka.posobie.docx | 305.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Первая помощь при острой сосудистой
(обмороке, коллапсе) и дыхательной
Методическое пособие предназначено для преподавателей профессиональных модулей ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными МДК.04.01. Теория и практика сестринского дела и составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки и предназначено для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
- соблюдать принципы профессиональной этики;
- осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому, согласно сестринского процесса;
- консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;
- оформлять медицинскую документацию;
- оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;
общих компетенций (ОК):
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
- бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Учебно-методическое обеспечение темы
«Оказание помощи пострадавшему при обмороке, коллапсе, одышке»
Раздаточный материал (из расчета на каждого студента):
- Учебная литература «Теоретические основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 2010 год;
- Учебная литература «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 2010 год;
- Методическое пособие по теме «Оказание помощи пострадавшему
при обмороке, коллапсе, одышке»;
- Методическое пособие по теме «Оценка функционального состояния пациента»;
- Методическое пособие по теме «Сестринский процесс при неудовлетворении потребности пациента в нормальном дыхании»;
- Методическое пособие по теме «Сестринский процесс при неудовлетворении потребность пациента в поддержании нормальной температуры тела»;
- Тестовые задания на закрепление знаний по теме «Оказание помощи пострадавшему при обмороке, коллапсе, одышке»;
- Ситуационные задачи на закрепление и коррекцию знаний по теме «Оказание помощи пострадавшему при обмороке, коллапсе, одышке».
Методические рекомендации студентам по самоподготовке к практическому занятию:
Прежде, чем приступить к работе, ознакомьтесь с актуальностью данной темы и целями занятия. Вы должны научиться:
- провести первичную оценку состояния пациента при неотложных состояниях;
- спланировать сестринский уход при обмороке, коллапсе, одышке;
- оказывать неотложную помощь при обмороке, коллапсе, одышке;
- оценить результаты сестринского ухода.
- Уточните, что освещено по данной теме в учебной литературе:
- Учебная литература «Теоретические основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 2010 год; стр.152-161, тема: «Потребность в нормальном дыхании»; стр. 202-207, тема: «Потребность пациента в поддержании нормальной температуры тела»;
- Учебная литература «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И. Тарновская, 2010 год; стр.225-246, тема: «Оценка функционального состояния»;
2. Уточните, что освещено по данной теме в методических пособиях:
- Методическое пособие по теме «Оценка функционального состояния пациента»
- Методическое пособие по теме «Сестринский процесс при неудовлетворении потребности пациента в нормальном дыхании»
- Методическое пособие по теме «Сестринский процесс при неудовлетворении потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела»
3. Для проверки исходного уровня знаний по теме ответьте на вопросы тестовых заданий (в качестве вспомогательного материала используя лекционный материал и методическое пособие по данной теме).
4. Для усвоения новой темы Вам предлагается данное методическое пособие «Первая помощь при острой сосудистой недостаточности (обмороке, коллапсе) и дыхательной недостаточности»
5. Ознакомьтесь с информационным блоком методического пособия.
6. Для усвоения данной темы решите ситуационные задачи, сравните с эталонами ответов.
7. Для закрепления полученных данных ответьте на вопросы тестовых заданий, сравните с эталонами ответов.
Справочник медсестры
Сестринское обследование — первый этап сестринского процесса
Сестринское обследование проводится двумя методами:
• субъективным;
• объективным.
Субъективное обследование:
• расспрос пациента;
• беседа с родственниками;
• беседа с работниками скорой помощи;
• беседа с соседями и т. д.
Расспрос
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос играет огромную роль в:
• предварительном заключении о причине болезни;
• оценке и течении заболевания;
• оценке дефицита самообслуживания.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей:
• паспортная часть;
• жалобы пациента;
• anamnesis morbe;
• anamnesis vitae;
• аллергические реакции.
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
• актуальные (приоритетные);
• главные;
• дополнительные.
Главные жалобы — это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.
Anamnesis morbe
Anamnesis morbe – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
• уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae
Anamnesis vitae – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
1. биография пациента;
2. перенесенные заболевания;
3. условия труда и быта;
4. интоксикация;
5. вредные привычки;
6. семейная и половая жизнь;
7. наследственность.
Объективное обследование:
• физическое обследование;
• знакомство с медицинской картой;
• беседа с лечащим врачом;
• изучение медицинской литературы по уходу.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Осмотр проводится по определенному плану:
• общий осмотр;
• осмотр определенных систем.
Методы обследования:
• основные;
• дополнительные.
К основным методам обследования относятся:
• общий осмотр;
• пальпация;
• перкуссия;
• аускультация.
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).
При общем осмотре определяют:
1. общее состояние пациента:
• крайне тяжелое;
• средней тяжести;
• удовлетворительное;
2. положение пациента в постели:
• активное;
• пассивное;
• вынужденное;
3. состояние сознания (различают пять видов):
• ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;
• помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;
• ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;
• сопор – патологический сон, сознание отсутствует;
• кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.
4. данные антропометрии:
• рост,
• вес;
5. дыхание;
• самостоятельное;
• затрудненное;
• свободное;
• кашель;
6. наличие или отсутствие одышки;
различают следующие виды одышки:
• экспираторная;
• инспираторная;
• смешанная;
7. частоту дыхательных движений (ЧДД)
8. артериальное давление (АД);
9. пульс (Ps);
10. данные термометрии и т. д.
Артериальное давление — давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.
Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.
Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.
Термометрия – измерение температуры тела термометром.
Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.
Цель первого этапа сестринского процесса – создание информационной базы о пациенте.