Схема свертывания крови 8 класс

Схема свертывание крови (для учащихся 8 классов)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Каякентский район Республика Дагестан

Схема свертывание крови

(для учащихся 8 классов)

Автор: учитель биологии

МКОУ «Новокаякентская СОШ»

Умалатова Равганият Бийбулатовна

Данная схема свертывания крови рекомендуется для учащихся 8 классов. Схему можно использовать при прохождении темы «Кровь» . Схема включает

механизм свертывания. В работе содержится текст с описанием процесса свертывания крови, который поможет изучить схему. Данную схему можно использовать при подготовке к ОГЭ и к ЕГЭ по биологии.

Цель: ознакомление с понятиями фибриноген, фибрин, тромбопластин, тромбин и протромбин, изучение механизма свертывания крови.

Схема свертывание крови

Сущность этого процесса состоит в превращении растворимого в плазме крови белка (фибриногена) в нерастворимый белок (фибрин). Для этого необходимо, чтобы тромбоциты разрушились и освободили особые вещества, которые в присутствии солей кальция превращают фибриноген в фибрин.

образование продуктов соли кальция

Разрушение способствующих фибриноген

тромбоцитов свертыванию крови

При разрушении тромбоцитов образуется тромбопластин.

Тромбопластин + ионы кальция + протромбин тромбин

Тромбин + фибриноген фибрин

Тромбопластин – белок фермент, образующийся при разрушении тромбоцитов.

Протромбин – не активный белок – фермент

Тромбин — активный белок – фермент

Фибриноген – белок, растворимый в плазме крови

Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб)

1.Биология.8 класс. Человек: Учеб. Для общеобразовательных учреждений / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 6 –е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2004.- 216 с

2.Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Тематические тесты, тренировочные задания: учебно- методическое пособие/ А.А Кириленко.- ИЗД. 2-е.-Ростов н/Д: Легион, 2013.-298 с.

3.Биология в таблицах и схемах/ А.Ю. Ионцева, А.Б.Торгалов.-М.:Эксмо,2012.-352с.

Данная схема свертывания крови рекомендуется для учащихся 8 классов. Схему можно использовать при прохождении темы «Кровь». Схема включает

механизм свертывания. В работе содержится текст с описанием процесса свертывания крови, который поможет изучить схему. Данную схему можно использовать при подготовке к ОГЭ и к ЕГЭ по биологии.

Цель: ознакомление с понятиями фибриноген, фибрин, тромбопластин, тромбин и протромбин, изучение механизма свертывания крови.

Номер материала: ДБ-1595417

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Внутренняя среда организма. 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (892,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Изучить состав и функции внутренней среды организма.

Использую на следующих уроках:

  • Состав внутренней среды организма и её значение
  • Состав крови. Плазма, форменные элементы. Группы крови

Ход уроков

Урок 1. Тема: Состав внутренней среды организма и её значение.

1 слайд – Определение внутренней среды

2 слайд – Клод Бернар разработал концепцию гомеостаза. Его слова «Постоянство внутренней среды — залог свободной и независимой жизни» остаётся актуальной и в настоящее время. Много внимания уделял исследованию физиологического действия ядов. Клод Бернар впервые предложил термин внутренней среды.

3 слайд – Внутренняя среда – это совокупность жидкостей (кровь, лимфа, тканевая и цереброспинальная жидкости), принимающих участие в процессах обмена веществ и поддержания гомеостаза в организме.

– Что такое тканевая жидкость? Для этого вспомните определение ткани.

4 слайд – Тканевая жидкость образуется из плазмы крови. Из тканевой жидкости клетки получают питательные веществ а и кислород. В тканевую жидкость выделяются, продукты распада.

– Какие вещества входят в состав тканевой жидкости. (Работа учащихся с материалом учебника)

5 слайд – Состав тканевой жидкости.

  • 95% воды
  • 0,9% минеральных солей
  • 1,5% белков и других органических веществ
  • кислород и углекислый газы

– Что вы знаете о лимфе?

– Лимфа перемещается по сосудам, как и кровь. Лимфатические сосуды начинаются в тканях слепыми мешочками, они поглощают избыток жидкостей. Лимфатические сосуды впадают в кровеносную систему (верхняя полая вена). На пути лимфы и в различных участках тела находятся лимфатические узлы. Лимфатические узлы являются фильтрами, где задерживаются посторонние частицы и уничтожаются микроорганизмами

– Внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии. На смену израсходованных питательных веществ, приходят новые вещества из кишечника. Благодаря работе нервной и эндокринной систем колебания концентрации веществ, находящихся во внутренней среде организма не выходят за пределы нормы. Содержание ионов калия в плазме здорового человека колеблется от 16 до 29 мг %. Относительное постоянство внутренней среды организма называется гомеостазом.

– Как же поддерживается гомеостаз в организме?

7 слайд. Определение гомеостаза. Механизм поддержания гомеостаза. В стенках кровеносных сосудов есть рецепторы, которые сигнализируют о превышении или снижении концентрации веществ в крови.

8 слайд. Схема механизма поддержания гомеостаза.

9 слайд. Задания для самостоятельной работы (Повышение концентрации ионов К)

Урок 2. Тема: Состав крови. Группы крови.

10 слайд. Кровь это основная часть внутренней среды организма, жидкая соединительная ткань, которая циркулирует в замкнутой системе кровеносных сосудов.

11 слайд. Это интересно.

  • общее количество крови в организме взрослого человека составляет в среднем 6–8% от массы тела
  • от 5 до 6 литров крови у мужчины
  • от 4 до 5 литров крови у женщины
  • протяженность кровеносной системы человека может доходить до 100 000 километров
  • для заполнения кровеносной системы требуется 200 000 литров (согласно подсчетам Карреля) или по 2 литра крови на один километр
  • на самом деле наш организм располагает лишь 5–7 литрами ― то есть, кровеносная система человека заполнена на 1/40 000 ее потенциального объема

– Какие функции выполняет кровь? (выслушиваются и записываются высказывания учеников на доске)

12 слайд. Функции крови.

  • Транспортная
  • Дыхательная
  • Питательная
  • Выделительная
  • Терморегуляторная
  • Поддержание гомеостаза (pH, осмотического давления)
  • Защитная (иммунитет, свертывание)
  • Гуморальная регуляция
  • Межклеточная передача информации

13 слайд. – Составьте схему состава крови, используя текст учебника.

Схема состава крови.

  • 50–60% объема крови составляет плазма крови.
  • 40–50% объема крови составляют форменные элементы.

– Как распределятся составные части крови? (работа с текстом учебника)

Если крови дать отстояться, то произойдет её расслоение. Сверху окажется прозрачная, слегка желтоватая жидкость – плазма крови. Вниз осядут форменные элементы крови. Нижнюю часть пробирки займут эритроциты, которые составят примерно 1/3 общего объема.

15 слайд. Состав плазмы.

Плазма состоит из неорганических (вода и различные минеральные соли) и органических веществ

  • Вода 90–92%
  • Белки 7%. Фибриноген
  • Жиры 0,8%
  • Глюкоза 0,12%
  • Мочевина 0,05
  • Минеральные соли 0,9%
  • Продукты жизнедеятельности клеток, ферменты, гормоны

16 слайд. Кровь – один из видов соединительной ткани.

– Составьте схему состава соединительной ткани. Что в крови является межклеточным веществом? (работа в тетради)

17 слайд. К форменным элементам крови относятся эритроциты.

  • переносят кислород из лёгких к тканям тела и осуществляют транспорт диоксида углерода (CO2) в обратном направлении
  • участвуют в регулировке кислотно-щелочного равновесия
  • поддерживают изотонию крови и тканей
  • адсорбируют из плазмы крови аминокислоты, липиды и переносят их к тканям

– Составьте и заполните таблицы: Характеристика эритроцитов и лейкоцитов.

18 слайд. Таблица: Характеристика эритроцитов.

19 слайд. Характеристика форменные элементов крови лейкоцитов.

  • неоднородная группа различных по внешнему виду и функциям клеток крови человека, выделенная по признаку отсутствия самостоятельной окраски и наличия ядра
  • играют главную роль в специфической и неспецифической защите организма от внешних и внутренних патогенных агентов, а также в реализации типичных патологических процессов

20 слайд. Характеристика лейкоцитов (таблица)

21 слайд. Илья Ильич Мечников (1813–1873)биолог, один из основоположников сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии. Создал учение о защитных свойствах крови, открыл явление фагоцитоза.

22 слайд. Фагоцитоз – активное захватывание и поглощение микроскопических инородных живых объектов (бактерии, фрагменты клеток) и твёрдых частиц одноклеточными организмами или некоторыми клетками многоклеточных животных.

– Вспомните, как происходит питание амебы? Зарисуйте на доске схему захвата пищи амебой.

23 слайд. Схема последовательного захвата пищи амебой

24 слайд. Тромбоциты.

  • мелкие плоские бесцветные тельца двояковыгнутой формы в большом количестве циркулирующие в крови
  • это постклеточные структуры, представляющие собой окружённые мембраной и лишенные ядра фрагменты цитоплазмы гигантских клеток костного мозга — мегакариоцитов

25 слайд. Характеристика тромбоцитов (таблица)

26 слайд. Анализ крови.

– Каждый из нас хотя бы раз в жизни обращался к врачу. Как врач определяет состояние вашего здоровья?

– Зеркалом здоровья человека является анализ крови. Анализ крови – это важнейшая характеристика организма.При анализе крови определяют количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и скорость оседания эритроцитов (СОЭ)

27 слайд. При наличии воспалительных процессов СОЭ увеличивается.Норма СОЭ 2-10 мм/ч для мужчин, 2-15 мм/ч для женщин.

28 слайд. При нарушении красного костного мозга, недостатка в органах железа и некоторых других веществ, а также при значительной потери крови возникает кратковременное или длительное малокровие ― снижение содержания эритроцитов и гемоглобина. Норма гемоглобина 13–16г% для мужчин, 12–14г% для женщин (число граммов в 100см 3 крови)

29 слайд. Свертывание крови – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.Системой противосвертывания являются: гепарин и фибринолизин.

30 слайд. Схема свертывания крови.

– Объясните схему свертывания крови.

31 слайд. Переливание крови. Донор ― человек, отдающий кровь, реципиент ― человек, получающий кровь. Агглютинация ― явление склеивания эритроцитов (происходит вследствие иммунной реакция на чужеродные белки при смешивании несовместимой крови)

Присутствие антител и антигенов у людей с разной группой крови (таблица).

33 слайд. Задание для самостоятельной работы.

– Дополните схему переливания крови.

34 слайд. Резус фактор (RH-фактор)обнаружен в эритроцитах 85% людей отсутствует у 15% . На резус-фактор в плазме нет готовых антител, они образуются при переливании крови.

35 слайд. Вопросы для проверки.

Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?

  1. Почему клеткам для процесса жизнедеятельности необходима жидкая среда?
  2. Начертите схему состава крови, используя слова; плазма, форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
  3. При ранении кожи кровотечение через некоторое время прекращается и образуется тромб. Почему он красного цвета, ведь образовавшийся из фибриногена фибрин под действием ферментов, вызванных разрушением тромбоцитов, белый?

Урок — игра по теме «Кровь. Кровообращение» (8 класс).

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Урок – игра по теме: «Кровь. Кровообращение» (8класс).

Цель: обобщить полученные знания на уроках, закрепить их, используя схемы, таблицы; уметь применять теоретические аспекты на практике, измеряя АД, пульс, читая анализы крови, оказывать меры первой доврачебной помощи при остановке кровотечений, стенокардии, гипертоническом кризе; добиться понимания того, что организм – единое целое.

Образовательные: обобщить знания по теме, показать взаимосвязь строения и функций органов кровообращения и крови; раскрыть механизм фагоцитоза, свертывания крови, работы сердца, сосудов, понятие «иммунитет».

Воспитательные: убедить учащихся в познаваемости мира, основываясь на собственных наблюдениях и научных данных, развивать и воспитывать у учащихся гигиенические требования к организму.

Развивающие: применять полученные знания при изучении последующих тем, в жизни; знать историю развития темы, ученых, внесших вклад в развитие науки, решать проблемные вопросы путем логического мышления; развивать у детей научное мировоззрение, умение работать с приборами (тонометр), дополнительной литературой, ТСО.

Оборудование и оформление: 4 стола для команд, мультимедиапроектор; таблицы: «Кровь», «Схема совместимости групп крови», «Схема свертывания крови», «Строение сердца», «Работа сердца», «Круги кровообращения», метр, секундомер, жгут; таблички с названиями команд, тонометр, дидактический материал к теме.

№ 4. Служба спасения 991.

Жюри: медицинская сестра школы.

Вступительное слово учителя (определение целей и задач урока)

а) Историческая справка (домашнее задание.)

— «Кровь – особый сок» (Гематологи).

— «Ученые- рыцари борьбы с болезнями» (Иммунологи).

— «Сердце! Тебе не хочется покоя…» (Кардиологи).

— «Мы всегда придем на помощь» (911).

б) Терминологическая разминка.

в) Конкурс капитанов.

г) Викторина «Кто быстрее…»

д) Задания для команд «Интеллектуалы» (для каждой команды)

е) Конкурс знатоков.

з) Логическая цепочка.

и) Подведение итогов.

Историческая справка (3балла)

Гематологи дают историческую справку о крови, интересные сведения о предполагаемых свойствах крови в древности, о составе крови (табл.), свертывании крови (табл.), переливании крови (табл.).

Иммунологи раскрывают понятие «иммунитет», вклад ученых, внесших в науку много открытий: И.Мечников, Л. Пастер, А. Флеминг (через мультимедиапроектор); историческая справка о болезнях: чуме, оспе, холере.

Кардиологи: сердце-насос, его работа, автоматия, движение крови по сосудам.

Служба спасения: меры первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе, кровотечениях.

Терминологическая разминка (1балл за правильный ответ).

внутр. среда гомеостаз автоматия сердца сердц. цикл

инсульт некроз гемофилия инфаркт

перикард фагоцитоз анемия гипертония

тахикардия гипотония атеросклероз брадикардия

Конкурс капитанов (3 балла)

Карточки – задания (капитан каждой команды тянет жребий)

— малый и большой круги кровообращения (по таблице);

— виды иммунитета (схема);

— форменные элементы крови (таблица).

Викторина «Кто быстрее…» (1 правильный

Заболевание крови, передающееся по материнской линии (гемофилия).

Почему у некоторых моллюсков, спрутов кровь голубая (гемоцианин в крови, содержащий медь) .

Болезнь «шкура леопарда» (мало тромбоцитов, кровь плохо свертывается).

Чем лечебная сыворотка отличается от вакцины (вакцина- смесь ослабленных микробов, а сыворотка — готовые антитела).

Назовите известные вам виды клапанов (полулунные, створчатые, кармановидные).

5.Задание для команд «Интеллектуалы»

Как изменится количественный состав эритроцитов при переселении человека в горы?

Что вам известно о «сверхмелких возбудителях болезней»? Какой из них самый опасный в настоящее время?

Назовите причины непрерывного движения крови по сосудам?

Измерьте артериальное давление испытуемому, поясните цифры и оцените результат.

6.Задание для команд «Конкурс знатоков» (1 балл за правильный ответ; с использованием мультимедиа проектора).

1. На дверях некоторых анатомических институтов можно увидеть надпись: «Здесь место, где смерть служит жизни». С чем связано данное высказывание и какое отношение к нему имеет ученый на экране и кто он? (В. Шамов — первый основатель метода переливания трупной крови живым людям).

2. На экране результат общего анализа крови (ОАК) некой….На основании этих данных поставьте диагноз и поясните его (анемия, так как пониженное содержание эритроцитов и гемоглобина).

3. Как бы вы могли пояснить увиденное на экране? (Слева ребенку делают прививку против оспы – иммунитет на 7 лет; справа тело ребенка покрыто оспенными струпьями).

7. Лишнее слово (2 балла- 1б. за ответ,1б.за объяснение).

Аорта, правое предсердие, полые вены, капилляры органов, левый желудочек, венозная кровь, правый желудочек, артериальная кровь (лишнее – правый желудочек, т.к. это большой круг кровообращения).

8. Логическая цепочка (3 балла)

Переносит кислород, эритроциты, Fe , Hb , без ядерные, 120 суток, красные, красный костный мозг, анемия (эритроциты без ядерные клетки крови, содержат гемоглобин, в составе которого Fe , придающее крови красный цвет, гемоглобин переносит кислород; эритроциты вырабатываются красным костным мозгом и живут 120 суток, при низком содержании эритроцитов и Hb в крови наблюдается анемия).

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *