Синдром невнимательности у детей

Синдром дефицита внимания (СДВГ)

СДВГ – это заболевание, связанное с трудностью при концентрации внимания, это дисфункция центральной нервной системы. Чаще всего синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается у детей, но встречаются подобные случаи и у взрослых.

Виды синдрома дефицита внимания:

  • Гиперактивность и импульсивность. Характеризуется повышенным уровнем импульсивности, нервозности, вспыльчивости.
  • Невнимательность. Не может совмещаться с гиперактивностью. Появление невнимательности
  • Смешанный вид. Наиболее распространенный, характеризуется наличием признаков двух предыдущих нарушений.

Влияние СДВ на жизнь ребенка

Причины

Причиной появления синдрома дефицита внимания ученые называют природу генов, врожденные и приобретенные патологии. Данный фактор влияет на способности к обучению и взаимоотношения с другими людьми. Болезнь является отклонением, вызываемым высоким интеллектом. При СДВГ человек испытывает трудности, как в умственном, так и в физическом плане.

Генетическая причина характеризуется наличием у больного родственников, имеющих данный синдром невнимательности. Более того, здесь играют роль как близкие, так и дальние предки. Сейчас ученые активно работают над выявлением гена, отвечающего за синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Патологическое влияние — вредные привычки или тяжело протекающие беременности.

Часто дети с этим синдромом появляются у женщин, употребляющих во время беременности наркотические вещества, пестициды, искусственные пищевые добавки, либо родивших на 7-8 месяце. Но зачастую, синдром дефицита внимания и гиперактивность появляются и без этих причин. Данный вопрос так до конца и не изучен.

Симптомы

Симптомы дефицита внимания – это различные патологические состояния организма:

  • Нарушение внимания. Невозможность сосредоточиться на чем-то определенном, поймать одну мысль и сформулировать ее. Сложность с планированием действий, рассеянность, забывчивость.
  • Гиперактивность. Хаотичное движение конечностями, неусидчивость.
  • Импульсивность. Невозможность сосредоточиться на одной теме, выслушать фразу или вопрос. Дача преждевременных, но зачастую неправильных ответов.

Неусидчивость — один из симптомов дефицита внимания

По возрасту

Дошкольный. В раннем возрасте СДВГ трудно диагностировать и сделать это может только квалифицированный специалист. Наблюдается проявление гиперактивности, невозможности ребёнком сдерживать себя в различных ситуациях. Дети с синдромом дефицита внимания постоянно перебивают родителей, становятся раздражительными, ломают игрушки, дерутся со сверстниками. Их движения хаотичны, неподвластны головному мозгу. Наблюдается отставание в развитии.

Младший школьный. Детям с СДВГ в школе сложно успевать за сверстниками в плане умственного развития, они плохо ведут себя на уроках, отвлекаются, не могут долго заниматься одним делом. Часто спорят и огрызаются на замечания, мешают одноклассникам работать. Учителя обычно недовольны таким ребенком.

Выявить в данном возрасте синдром дефицита внимания у детей легко даже человеку, далекому от медицины.

Подростковый. В этом возрасте симптомы СДВГ начинают постепенно угасать. Импульсивность сменяется суетливостью и беспокойством. Подростки с данным синдромом безответственны, не способны самостоятельно планировать день, выполнять домашнее задание. Они часто конфликтуют со сверстниками, хамят учителям. Из-за этого снижается самооценка. В случае, если у подростка ест младшие братья или сестры, он становится нелюбимым, что зачастую приводит к негативным и даже суицидальным мыслям.

Взрослый. Симптомы синдрома дефицита внимания у взрослых людей несколько отличаются от детских, но результата при этом тот же. Раздражительность, частые депрессии, неуравновешенность. Часто они имеют скрытный характер, поэтому со сторон не всегда заметно, что человек болен. На работе люди, имеющие данный синдром не отличаются умом, поэтому им невозможно добиться больших успехов, сложно построить карьеру. Иногда они начинают употреблять психотропные вещества, имеют алкогольную или табачную зависимость. Это ведет к их еще большей деградации.

Диагностика

Диагностика СДВ может осуществляться лишь за счет наблюдения за поведением ребенка, его умственным и физическом развитием, отношением с другими людьми. Диагноз может установить только врач на основе собранного анамнеза.

Основные методики диагностики синдрома дефицита внимания и гиперактивности:

  • Сбор информации о поведении ребенка.
  • Ультразвуковая ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  • Неврологический осмотр.
  • Генетическое обследование родственников ребенка на предмет данного заболевания.
  • Магнитно-резонансная томография. Данный метод позволяет получить полные сведения о головном мозге для выявления сопутствующих заболеваний, которые могли спровоцировать СДВГ
  • Применение методики NESS.
  • Проведение тестов на дофаминовый обмен.
  • В редких случаях используется метод нейропсихологического тестирования.

Эти методы помогают подтвердить или опровергнуть синдром дефицита внимания у ребенка или взрослого.

Лечение

Лечение синдрома дефицита внимания проводится путем комплексного воздействия, которое включает в себя корректировку поведения человека, психотерапию и нейропсихологическую коррекцию. Более того, лечение невнимательности подразумевает также участие родственников и близких людей. Это очень важное условие для выздоровления.

В первую очередь, врач беседует с окружающими больного для объяснения особенностей данного синдрома. Самое главное для родственников – помнить, что раздражительность и импульсивность не являются умышленными, а значит к ним необходимо относится спокойно. Но это только начало лечения.

Дети с синдромом дефицита внимания очень резко реагируют на отношения в семье. Для них очень заметны смены настроения у родителей, которые, в свою очередь, должны контролировать себя на предмет негативных эмоций. Более того, участие в лечении принимают и учителя. Их задача контролировать атмосфер в классе, уметь решать сложные ситуации и прививать ребенку с СДВГ добропорядочность.

Самое важное – помнить о непреднамеренности действий ребенка, больного данным синдромом, нельзя ругать его за плохое поведение. Стоит попытаться аккуратно объяснить ему, как следовало бы себя вести в данной ситуации и поддержать ребенка.

Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы ребенок ощущал себя больным, отличающимся от всех. Это сильно замедлит процесс лечения синдрома невнимательности и только усугубит ситуацию.

Медикаменты

Также лечение синдрома дефицита внимания может проводиться при помощи различных медикаментов, таких как трициклические депрессанты, вещества для стимуляции центральной нервной системы и медикаменты ноотропного ряда.

Зачастую именно стимуляторы являются причиной выздоровления. Ученые выяснили, что эти препараты оказывают непосредственное целенаправленное влияние на мозговую систему. Они способствуют скорейшему избавлению от синдрома путем воздействия на патогенические факторы.

Главный плюс всех этих препаратов – скорость действия. Пациент выздоравливает быстрее. Эффект прогресса наблюдается уже в течение первой недели с начала приема медикаментов. В особенности у пациента улучшается внимательность, снижается чувство тревоги, уменьшается отвлекаемость. Человеку становится проще планировать свое время, общаться с другими людьми и доводить дела до конца.

В основном, в последнее время лечение СДВГ производится при помощи специального неврологического препарата Глиатили. Он характеризуется самыми высокими показателями метаболической и нейропротективной эффективности среди всех представленых на рынке медикаментов для лечения данного заболевания. Также, лечение Глиатилином подразумевает улучшение внимательности и искоренение гиперактивности.

Более того, важно знать, что чем быстрее будет начато проведение лечения, тем скорее наступит нормализация здоровья человека и его возвращение к нормальной жизни.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника:

  • неумением концентрировать внимание;
  • неуспеваемостью;
  • частой критикой со стороны учителей и друзей;
  • социальной изоляцией;
  • нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Как распознать СДВГ

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности проявляются в следующем:

  1. Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  2. Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  3. Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.

Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:

  1. Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  2. Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  3. Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Гиперактивность у детей подросткового возраста имеет свои дополнительные симптомы:

Подобное поведение может наблюдаться у более половины подростков. Многие симптомы, такие как раздражительность, свойственны пубертатному периоду. Основное отличие СДВГ от влияния гормональной перестройки в том, что к 14 годам подросток становится более собранным и спокойным.

Причины и факторы развития

Некоторые родители считают гиперактивность результатом неправильного воспитания. Однако существуют иные причины, имеющие гораздо большее влияние на внешнее поведение ребенка:

  1. Изменения в жизни семьи, так или иначе нарушившие привычный мир. Например, родители потеряли работу или развелись. Они могут думать, что ребенок еще слишком мал и не понимает происходящего вокруг, но на самом деле, многие дети очень чувствительны к изменениям в эмоциональном фоне в доме. Особенно сильное впечатление производит потеря члена семьи.
  2. Гиперактивность у детей может быть вызвана хроническими заболеваниями, частыми простудами и приемом сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут отиты и соматическое заболевание, приведшее к нарушениям функций головного мозга.
  3. Употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления.
  4. Повышение уровня свинца в организме ребенка. Вещество могло оказаться в некачественной краске, используемой для ремонта дома или для окрашивания детских игрушек.
  5. Травмы головы, падения в грудном возрасте.
  6. Пищевые добавки и острые блюда.

Болезнь может быть наследственной. Примерно в 15 случаях из 100 исследований синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выясняется, что расстройством страдают некоторые члены семьи. Однако далеко не все дети, имеющие предрасположенность к синдрому, обязательно им болеют. Гиперактивность может не проявиться, если отсутствуют факторы для ее развития.

В дополнительную зону риска попадают те дети, у которых:

  • неблагополучная обстановка дома;
  • слишком строгие родители;
  • нарушен режим дня;
  • повышенные учебные или физические нагрузки.

К сожалению, современная система обучения часто диктует слишком высокие требования к дошкольнику. Некоторые родители считают своим долгом нанимать репетиторов с трех лет. Особенно модным стало рано учить ребенка иностранным языкам и водить сразу в несколько спортивных секций. Пытаясь воспитать маленького вундеркинда, взрослые обычно переоценивают возможности ребенка.

Другая, часто наблюдаемая крайность – это когда детей предоставляют самим себе: разрешают сидеть перед телевизором до полуночи или пропускать прием пищи.

Еще одна, распространенная причина появления синдрома гиперактивности – недостаток внимания со стороны взрослых. Ребенку кажется, что его недостаточно любят, что он никому не нужен, и подсознательно пытается протестовать.

Постановка диагноза

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

У всех детей возникают периоды потери концентрации внимания, снижения памяти и импульсивности поступков. Например, на фоне переутомления в школе или полового созревания. Настоящая же гиперактивность ярко проявляется еще в дошкольном возрасте, и ее признаки носят постоянный характер.

Диагностика гиперактивности включает изучение анамнеза:

  • выявление наследственной предрасположенности;
  • были ли травмы головы;
  • какие заболевания перенес ребенок и др.

Последнее время в детской неврологии все чаще используют методы компьютерного обследования:

  • функциональную магнитно-резонансную томографию (МРТ);
  • однофотонную эмиссионную компьютерную томографию (SPECT);
  • позиционную эмиссионную томографию (ПЭТ).

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Терапия при СДВГ

Гиперактивность можно лечить медикаментозно. Обычно используются психостимуляторы:

  • декстроамфетамин (для детей, достигших возраста 3 года);
  • метилфенидат и пемолин (для детей, достигших возраста 6 лет).

Указанные лекарства помогают бороться с рассеянностью, улучшают память ребенка и повышают концентрацию внимания. Если симптомы синдрома снова появляются в пубертатном периоде, продолжают принимать метилфенидат пролонгированного действия.

Эффективно уменьшают гиперактивность у детей, имеющих склонность к импульсивности, ноотропные препараты (таблетки «Парацетам» или «Церетон»), гомеопатическое лекарство «Нотта», а также поливитаминный комплекс «Пиковит» (может назначаться детям от 1 года).

Cуществует и немедикаментозный метод лечения гиперактивности у детей – психотерапия. Чаще всего используется в комплексном лечении ребенка. Психологическая помощь включает в себя сразу несколько приемов:

  1. Сеансы с родителями. Без поддержки взрослых детям трудно бороться со своими проблемами: постоянно необходимы слова одобрения и подсказки, когда у ребенка что-то не получается, или он снова что-то забыл. Для этого требуется много терпения со стороны взрослых и понимания природы тех или иных детских поступков, на которые повлияла их гиперактивность.
  2. Сеансы с ребенком. Психотерапевт мягко подводит маленького пациента к мысли, что он такой же как все, ничем не хуже своих более удачливых одноклассников. Просто есть задачи, которые нужно научиться решать, и врач обязательно поможет в этом деле.
  3. Психотренинги развития навыков. Психологи подсказывают родителям, какие «инструменты» они могут использовать, чтобы эффективно бороться с синдромом:
  • метод поощрения и взыскания;
  • точный распорядок дня;
  • порядок в вещах и одежде и др.

Например, метод поощрения и взыскания помогает детям осознавать свое поведение и учиться регулировать его. Если ребенок сделал что-то правильно – его хвалят (можно выдать небольшой приз или собирать «звездочки», чтобы дорасти до «генерала»). А если ребенок снова не слушался – устроить «тайм-аут» (посадить на несколько минут в другой комнате, где он не может ни с кем разговаривать).

Четкий распорядок дня помогает ребенку быстрее сосредоточиться на конкретном деле, для которого выделен определенный час. А вещи, лежащие на своих местах, меньше будут теряться.

Психологических методик существует много, и подобрать то, что подходит семье больше, всегда можно. Частая ошибка родителей детей, имеющих признаки СДВГ, – это зацикливание на плохом поведении. Психологи советуют учиться замечать хорошие поступки ребенка, даже если они совсем незначительны, и отмечать их похвалой.

Синдром дефицита внимания (СДВГ): симптомы и коррекция

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности — это где возбуждение всегда преобладает над торможением.

Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины — это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность — воспитание по типу «кумир семьи».

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.

Признаки импульсивности:

  • чрезвычайно говорлив;
  • не умеет дожидаться вознаграждения, ему надо «здесь» и «сейчас»;
  • отвлекает других детей на занятиях;
  • трудно переносит время, когда ждет свою очередь;
  • испытывает сложности в контроле своего поведения, не умеет следовать правилам;
  • часто меняется настроение, задиристый.

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, — чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный — это сочетание гиперактивности с нарушением внимания — встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный — преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный — доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.

Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок — явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.

У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.

У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.

У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.

У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.

К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 — особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное — чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» — это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии — это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Советы родителям

  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен «Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6» контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: «Симфония № 40 соль минор» тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.

Полезные игры

Игры на внимательность

«Лови — не лови». Эта аналог на всеми любимой игры «Съедобное — несъедобное». То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».

Игры для снятия эмоционального напряжения

  • «Прикоснись». При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • «Торт». Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.

Игры, для контроля двигательной активности

  • «Раз, два, три замри». Включите ему веселую танцевальную музыку. Пока она буде звучать малыш может прыгать, бегать изображать животных, но как только она закончится он должен остановится в той позе, в которой его застала, игра учит концентрировать свое внимание.
  • Семейная игра «Фруктовый салат». Каждый член семьи рисует себя в виде фрукта, затем показывает рисунки и рассказывает о своих особенностях. Затем все фрукты вырезаются и приклеиваются на салатницу.
  • «Командир». Ребенку объясняют правила игры. Один из членов семьи играет командира, а ребенок исполняет роль бойца, который четко выполняет инструкции взрослого. Например, «Мы будем строить башню, я буду руководить строительством, а ты строить». Затем все меняются местами. Эта игра учит детей и родителей слышать и понимать друг друга.
  • «Опиши и нарисуй». Цель упражнения — сплоченность и взаимопонимание. Малыш рисует рисунок на любую тему, затем очень подробно его описывает, а взрослый по его описанию должен воссоздать рисунок.

Какую помощь вы можете оказать малышу, когда он перевозбужден?

Ваш ребенок вспылил — тогда возьмите его за руку и, например, уйдите с малышом в другое помещение. Предложите умыться, а если это не поможет, переключите его внимание на что-нибудь интересное.

Когда он рассержен, прикасайтесь к нему, гладьте ласково по спине, обнимайте его, ведь эмоциональный контакт очень нужен детям с СДВГ.

Отличным средством для восстановления равновесия и гармонии у детей является принятие успокоительной ванны на ночь с различными травками, например, ромашкой или лавандой. Перед сном можете вместе прочитать любимую сказку или посмотреть спокойный мульфильм.

Если у ребёнка уже хорошо развита фантазия, попробуйте использовать медитативные техники. Например, попросите закрыть глаза. Пусть он представит себе полянку или лес. Обратит внимание на пение птиц или звук ручейка, пусть он почувствует ветер на лице, все это можно сопровождать музыкальным оформлением.

Профилактика

Чтобы предотвратить появление синдрома СДВГ, каждая мама еще заранее до появления ребенка на свет должна обеспечить себе благополучные условия для нормального течения беременности и родов, а также создать положительный микроклимат в своем доме.

Но если все же в вашей семье появился гиперактивный малыш, запомните, главное — вовремя начать комплексную терапию, которая научит ребенка грамотно выстраивать взаимоотношения со взрослыми и детьми, контролировать свое поведение и эмоции.

Подробнее о СДВГ смотрите в передаче доктора Комаровского.

Как вести себя родителям, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *