Составить схему свертывания крови


Урок по теме: «Свертывание крови»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Хорошавина Галина Григорьевна

БОУ: «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка : « Свертывание крови»

Описание публикации : Предлагаю вам конспект урока для учащихся старших классов по теме: «Свертывание крови».

Подобный урок помогает учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках. Данный урок может выступать в нескольких функциях:

обучающая – развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание;

коммуникативная функция – объединение учащихся в группы, установление эмоциональных контактов;

Тема: « Свертывание крови».

Повторить и закрепить знания о составе крови, строении эритроцитови их функций;

Познакомитьс особенностями процесса свертывания крови;

Раскрыть функцию форменных элементов.

Оборудование: Таблица «Кровь», микроскопы, микропрепараты.

I Организационный момент

II Активизация опорных знаний учащихся ( фронтальный опрос)

В Библии говорится: « Душа всякого тела есть кровь его, она душа его…» Кровь во все времена была окружена ореолом святости. Раньше люди были уверены, что вместе с кровью и жизнь уходит из человека.Поэтому люди были уверены в ее магических свойствах. Еще знаменитый Гиппократ считал « добрую» кровь основой крепкого здоровья и благоприятных черт характера.

Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма.

Мы не ученые, но у нас есть возможность изучить тайны крови. Поэтому мы отправимся сегодня в удивительный мир таинств, загадок и необычных явлений.

Первый пункт назначения – « Состав крови»

Класс делится на группы. У каждой группы флажки соответствующего цвета. Каждая группа выбирает себе задание, совместно обсуждают и один из группы отвечает. Если ответ готов, то учащиеся поднимают сигнальный флажок.

Задание 1 группе: Составить схему, пользуясь учебником

Задание 2 группе : Показать форменные элементы крови на таблице.

Задание 3 группе : Если крови дать отстоятся, то она расслоится. Укажите ее слои. В каком слое находятся форменные элементы крови?

Задание 4 группе : Каковы функции крови?

Второй пункт назначения – « Загадочные эритроциты»

Заполнить таблицу. Каждая группа заполняет в таблице ответ только на свое задание.

Строение, свойства, функция эритроцитов

Задание 1 группе: Почему эритроциты называются красными кровяными клетками?

Задание 2 группе: Какие особенности строения эритроцитов?

Задание 3 группе: Какую функцию выполняют эритроциты?

Задание 4 группе: Где образуются эритроциты?

III Тема и задачи урока

Свертывание крови. Тромбоциты

Нам известно,что тромбоциты – это клетки крови. Но каковы их особенности строения? Какую роль они играют в свертывании крови? Эти и другие вопросы нам сегодня и предстоит выяснить на уроке. ( Запись в тетрадях темы урока)

IV Изучение нового материала

Слово учителя о тромбоцитах.

Изучение строения тромбоцитов на микропрепаратах.

РАЗДЕЛ 4. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ.

Семинарско – практическое занятие №9.

Тема: «Анатомо – физиологические особенности крови».

После изучения темы студент должен:

1. Функции крови.

3. Физико-химические свойства крови.

4. Физиологическая роль эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, их значение.

5. Основные показатели крови. СОЭ.

1. Объяснять принцип определения количества эритроцитов, СОЭ.

2. Различать форменные элементы крови.

3. Делать выводы по анализу крови.

Задание.

1. Прочитать в учебнике материал по теме: Н.И. Федюкович, с. 25-31.

2. Выучить лекцию по теме «Анатомо-физиологические особенности крови».

3. Ответить на вопросы для самоподготовки.

4. Составить таблицу «Характеристика форменных элементов крови»:

Название Внешний вид Особенности строения Содержание в норме Свойства Функции

5. Составить конспект по теме «Кроветворные органы».

6. Заполнить таблицу «Характеристика лекарственных препаратов»:

Группа лек. препаратов Наименование лек. препарата Механизм действия (фармакодинамика) Применение

7. Рассмотреть следующие группы лекарственных препаратов:

1. стимулирующие эритропоэз: фолиевая кислота, цианокобаламин, препараты железа: сорбифер, феррум-лек, ви-фер, тотема.

2. Стимулируещие лейкопоэз: пентоксил, метилурацил, натрия нуклеинат.

3. Угнетающие лейкопоэз: допан, миелосан, метотрексат.

Вопросы для самоподготовки:

1. Кровь, ее состав.

2. Физико-химические свойства крови.

3. Функции крови.

4. Состав плазмы.

5. Значение белков плазмы.

6. Понятие о гомеостазе.

7. Лейкоциты. Строение. Содержание в норме.

8. Виды, свойства и функции лейкоцитов. Лейкоцитарная формула.

9. Эритроциты, их свойства и функции.

10. Гемоглобин. Содержание в норме.

11. Тромбоциты. Строение. Содержание в норме. Свойства. Функции.

Семинарско – практическое занятие № 10.

Тема: «Физиология крови».

После изучения темы студент должен:

1. Современные представления о процессе свёртывания крови

2. Физиологические основы переливания крови

3. Основные требования и технику безопасности при работе с кровью.

1. объяснять принципы определения групп крови.

Задание.

1. Выучить лекцию по теме «Физиология крови».

2. Прочитать тему в учебнике: Н.И. Федюкович, с. 32-35.

3. Ответить на вопросы для самоподготовки.

4. Решить ситуационные задачи.

5. Составить схему свертывания крови.

6. Изобразить схематично определение своей группы крови с помощью стандартных сывороток и цоликлонов.

7. Составить схему возникновения резус-конфликта.

8. Заполнить таблицу «Характеристика лекарственных препаратов»:

Группа лек. препаратов Наименование лек. препарата Механизм действия (фармакодинамика) Применение

9. Рассмотреть следующие группы лекарственных препаратов:

1. Гемостатики = коагулянты: кальция хлорид, викасол, тромбин.

2. Антикоагулянты: гепарин, фенилин, синкумар, варфарин)

3. Фибринолитики: фибринолизин.

4. Плазмозаменители (включают все элементы, которые входят в состав крови и глюкоза): Рингер-Локка (солевой), жидкость Петрова (солевые + 10% крови); синтетические: полиглюкин, полидез, полипиролидон; противошоковые (соли + лекарственные препараты): жидкость ЦИПК (центральный институт переливания крови), ЛИПК (Ленинградский институт переливания крови) под соответствующими номерами.

Вопросы для самоподготовки:

1. СОЭ. Определение.

2. Понятие стабилизированной крови. Диагностическое значение.

3. Группы крови. Понятие об агглютиногенах и агглютининах.

4. Методы определения групп крови по стандартным сывороткам и цоликлонам.

5. Современные принципы гемотрансфузии.

6. Понятие о резус-факторе.

7. Гемолиз и его виды.

Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 260 | Нарушение авторских прав

урок биологии в 8 классе на тему:”Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты. Свертывание крови.”

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Тема: Лейкоциты. Фагоцитарная теория. Тромбоциты. Свертывание крови.

Цель урока: Изучить особенности строения и функции лейкоцитов и тромбоцитов; раскрыть сущность явления фагоцитоза и свертывания крови

Оборудование : мультимедийный комплекс ( компьютер, проектор ИА доска); слайдовая презентация урока; учебник «Биология. Человек»/ Е.А.Очкур, Л.Е.Аманжолова… – Алматы:Изд-во «Мектеп»-2008, Приложение №1 к уроку;

Ход урока.
I . Проверка знаний по изученной ранее теме.
1. Что составляет внутриклеточную среду организма?
2. Какие функции выполняет кровь?
3. Из чего состоит кровь?
4. Каково % соотношение составляющих частей крови?
Плазма крови
1 .Из чего состоит плазма крови?
2.Как называется плазма крови без фибриногена?
3. Сколько видов белков и каких входят в состав крови?
4. Какой углевод входит в состав крови?
Эритроциты крови.
1 .Какую форму имеют эритроциты?
2. Сколько эритроцитов содержится в 1 кв. мм, крови
у взрослого человека?
3. Почему эритроциты красного цвета?
4. Где образуются новые эритроциты?

II . Изучение новой темы: Работа в группах (составление постера)
1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 104 – 105, начиная со слов «Лейкоциты – это…….» до слов « в местах скопления образуется гной………», а также используя рисунки и текст – составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• Что такое – лейкоциты..
• Особенности строения и передвижения лейкоцитов
• Место образования лейкоцитов
• Место разрушения лейкоцитов
• Продолжительность жизни лейкоцитов
• Количество в 1 куб мм крови
• Виды лейкоцитов
• В чем заключается основная функция лейкоцитов?

2-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 105, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов « фагоцитируют погибшие клетки организма………», а также используя рисунки и текст составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• Что такое фагоцитоз?
• Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?
• В чем сущность этого явления
• Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?
2. Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответ на 1 вопрос .

3-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Тромбоциты»
1. Прочитайте текст § 32 учебника на стр.106, начиная со слов « Тромбоциты – это…….» до слов « Свертывания крови и остановке кровотечений……», а также используя рисунки и текст составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• Что такое – тромбоциты ..
• Особенности строения –
• Место образования тромбоцитов-
• Место разрушения –
• Место хранения –
• Продолжительность жизни-
• Количество в 1 куб мм крови-
• В чем заключается основная функция -?
• Что такое гемофилия? Чем она грозит?

4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Свертывание крови»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 106-107, начиная со слов «Свертывание крови имеет……..…….» до слов «Таким образом, свертывание крови…………», а также используя рисунки и текст составьте постер.
Определите:
• В чем значение процесса свертывания крови?
• Перечислить основные факторы, способствующие свертываемости крови
• Составить схему, показывающую как происходит процесс свертывания крови
• Что такое свертывание крови (определение)?
3. Заполните на А-3 схему «Процесс свертывания крови», в тетрадях запишите ответ на 4 вопрос
4. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.

III . Закрепление знаний по теме:
Обязательное Д/З: выучить §31-32
Творческое Д/З: 1) Составить кроссворд по теме
2) Используя дополнительные источники информации найти интересные факты о крови

1-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Лейкоциты»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 104 – 105, начиная со слов «Лейкоциты – это…….» до слов « в местах скопления образуется гной………», а также используя рисунки и текст – составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• Что такое – лейкоциты..
• Особенности строения и передвижения лейкоцитов
• Место образования лейкоцитов
• Место разрушения лейкоцитов
• Продолжительность жизни лейкоцитов
• Количество в 1 куб мм крови
• Виды лейкоцитов
• В чем заключается основная функция лейкоцитов?

2-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Фагоциты. Фагоцитоз»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 105, начиная со слов « Процесс активного захвата…..…….» до слов « фагоцитируют погибшие клетки организма………», а также используя рисунки и текст – составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• Что такое фагоцитоз?
• Кем и когда было открыто явление фагоцитоза?
• В чем сущность этого явления
• Показать на рисунке как осуществляется этот процесс?
2. Заполните на А-3 схему «Фагоциты. Фагоцитоз», в тетрадях запишите ответ на 1 вопрос

3-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Тромбоциты»
1. Прочитайте текст § 32 учебника на стр.106, начиная со слов « Тромбоциты – это…….» до слов « Свертывания крови и остановке кровотечений……», а также используя рисунки и текст – составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• Что такое – тромбоциты ..
• Особенности строения –
• Место образования тромбоцитов-
• Место разрушения –
• Место хранения –
• Продолжительность жизни-
• Количество в 1 куб мм крови-
• В чем заключается основная функция -?
• Что такое гемофилия? Чем она грозит?

4-Группа ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА «Свертывание крови»
1. Прочитайте текст § 31 учебника на стр. 106-107, начиная со слов «Свертывание крови имеет……..…….» до слов «Таким образом, свертывание крови…………», а также используя рисунки и текст – составьте постер. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.
Определите:
• В чем значение процесса свертывания крови?
• Перечислить основные факторы, способствующие свертываемости крови
• Составить схему, показывающую как происходит процесс свертывания крови
• Что такое свертывание крови (определение)?
3. Заполните на А-3 схему «Процесс свертывания крови», в тетрадях запишите ответ на 4 вопрос
4. Выберите, из членов команды, отвечающего по вопросу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *